АВЧ (av4) wrote,
АВЧ
av4

Categories:

Ярополец Чернышевых



Давно бы надо выложить в инет свои публикации по Яропольцу, да все никак. Их уже наверное более десятка наберется. В истории этой известной в прошлом усадьбы удалось многое уточнить и даже изменить - и по автору дворца, и по строительству церкви и ее создателям, и по анекдотической истории с изготовлением надгробия Захара Чернышева. Пока сподобился вот запостить небольшой текст, написанный для одного не очень научного издания. Соответственно научной ценности здесь никакой, просто общая инфа про усадьбу, владельцев, архитектуру. Может кому пригодится. И несколько картинок





Ярополец Чернышевых даже сейчас, после многих разрушений, способен произвести сильное впечатление как масштабом замысла, так и оригинальностью архитектурных сооружений. Загадочная своей необычностью церковь, властно раскинувший крылья хозяйственных служб дворец, волшебный парк, с причудливо изогнутыми деревьями… "Красотой и великолепием с наилучшими в Европе увеселительными домами равняться может" - было написано в вышедшем в 1787 году «Атласе Российской империи».

История Яропольца (Еропольца, Ерополча) уходит корнями в глубь веков. Впервые село упоминается в XVI веке, а в XVII здесь уже была государева вотчина со зверинцем, куда не раз приезжал охотиться царь Алексей Михайлович. В селе стояла деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи, неподалеку располагались дворы приказчиков, стремянных конюхов, стадных сторожей, да еще кабак "на откупу".

В 1684 году правившая тогда царевна Софья пожаловала обширное ярополецкое имение с окрестными "селами и приселками" Петру Дорофеевичу Дорошенко – низвергнутому в ходе длительной борьбы гетману Украины. Здесь мятежный герой украинской самостийности прожил последние 14 лет своей жизни, здесь же и умер. Его могила под поставленной позднее часовней сохранилась на берегу Ламы. Сыновья гетмана поделили наследство, а в 1717 году один из них продал свою половину Г.П.Чернышеву. Так началась история Яропольца Чернышевых.

Григорий Петрович Чернышев принадлежал к поколению «птенцов гнезда Петрова». Он прожил бурную жизнь, участвуя в развернутых царем преобразованиях. Под старость дослужился до графского титула и чина генерал-аншефа, был сенатором, а одно время - московским главнокомандующим.
Ввиду занятости на государственной службе Чернышев мало уделял внимание приобретенному им подмосковному имению, рассматривая его только в качестве экономически прибыльного хозяйства. Правда, в 1742 году он выстроил на своей половине Яропольца каменную церковь Казанской Богоматери.

После смерти отца имение унаследовал средний сын Григория Петровича Захар, который и стал основателем одной из самых известнейших русских усадеб. Фельдмаршал З.Г.Чернышев прославился в истории, прежде всего, как блестящий полководец, руководивший штурмом Берлина в 1760 году. В окружении Екатерины II он занимал видное место - будучи в молодости ее фаворитом, Чернышев до конца дней сохранил доверительные отношения с императрицей. Она ценила его способности администратора, назначая руководить то Комиссией о строении городов, то Белорусским наместничеством, то Москвой.

В начале 1760-х годов З.Г.Чернышев начал растянувшееся на годы создание представительной резиденции в Яропольце. Между 14 селами и деревнями были проложены новые прямые дороги, а в самом селе Ярополче с размахом построена барская усадьба с дворцом, храмом, служебными зданиями и огромным парком. Центром градостроительной композиции стала просторная площадь перед дворцом, обведенная каменной стеной с пятью воротами, от которых в разные концы вотчины устремлялись лучи проспектов. Эта схема идеального в тогдашних представлениях города-резиденции сближала Ярополец со знаменитым Версалем, отчего он и заслужил у современников наименование - "Русский Версаль".

В 1774 году Чернышев добился от императрицы указа об учреждении в Яропольце майоратного имения, передаваемого по наследству старшему в роду, не подлежащего ни дроблению между потомками, ни продаже, ни конфискации.
На парадный двор с площади вели оригинальные ворота в виде двух крепостных башен, намекая на сходство усадьбы с феодальным замком. Когда-то на башнях развевались штандарты Чернышевых, а над проездом размещался родовой герб. Двухэтажный дворец, соединённый дуговыми галереями с двумя каре хозяйственных корпусов, является произведением высокого художественного уровня. Здание возведено в 1760-х годах в стиле французского неоклассицизма, примеры которого достаточно редки в Подмосковье. Автором проекта, вероятно, являлся ведущий мастер этого направления в Петербурге Жан-Батист Валлен-Деламот, автор таких известных зданий в северной столице, как Академия художеств и Гостиный двор. В декоративном оформлении дворца применена плоская декорация из лопаток, филёнок и оконных наличников с грациозными по рисунку гирляндами и лепными замками.

Первоначальное внутреннее убранство дворца погибло в пожаре 1787 года. На дореволюционных фотографиях запечатлены уже более поздние интерьеры, не отличавшиеся особым вкусом. Из всех помещений выделялся Голубой зал с размещенной в нем оригинальной портретной галереей Чернышевых. Вместо более привычных живописных изображений ее составляли исключительно скульптурные. Члены фамилии были увековечены в барельефах работы Ж.-Д. Рашетта и мраморных бюстах знаменитого ваятеля Ф.И. Шубина.

Пройдя сквозь два вестибюля дворца, можно было попасть в регулярный парк. Его центральная, называемая "Версальской" аллея продолжала главную планировочную ось усадебного комплекса, замкнутую за рекой появившимся в 1774 году павильоном в виде Турецкой мечети. Эта изящная игрушка в экзотичном стиле тюркери, заимствованная из увражей английского архитектора Чемберса, имела здесь серьезный смысл, напоминая о недавно завершившейся войне с турками. Чернышев посвятил постройку мечети своему давнему другу фельдмаршалу П.А.Румянцеву-Задунайскому, снискавшему славу главного героя добытой победы. Возле мечети были художественно разбросаны подлинные татарские надгробия - трофеи, вывезенные из Кафы (Феодосии) другим другом хозяина В.М.Долгоруковым-Крымским.

Устроенный на французский манер парк Яропольца был одним из лучших в России. Тремя терассами он спускался к водному зеркалу большого пруда, названного Красным. На главной аллее были фонтаны, повсюду стояли скульптуры. А в 1775 году в честь приезда Екатерины II на нижней террасе воздвигли обелиск, облицованный цветными мраморами и гранитом. Сегодня он последнее из сохранившихся в парке украшений, немой свидетель звездного часа Яропольца, когда здесь гремело пышное торжество с фейерверком, музыкой, многочисленными гостями из высшего света. Государыня осталась довольна, даже заметила, "что если бы Ераполч был ближе к Москве, выбрала бы его себе". Больше удаленная от столиц усадьба таких праздников не знала.

Сейчас парк имеет странный вид. Насаженные рядами липы, некогда образовывавшие геометрические фигуры, разрослись, создав таинственное, словно заколдованное пространство. Ничего от разнообразных парковых затей не осталось. Давно исчезли и мечеть, и оранжерея, и "античный" храм в память Екатерины, и беседки с мостиками. Разграбленный после революции и сильно разрушенный в войну "русский Версаль" сейчас лежит в руинах. Пока еще видны подлинные черты былого величия.

На заросшей пустой площади высится грандиозный по меркам села храм. Необычная композиция здания, составленного из двух одинаковых купольных объемов, породила легенду, что граф задумывал возвести театр, а его набожная жена потом устроила здесь храм. Это не соотвествует действительности. Просто граф оригинально совместил церковь и фамильную усыпальницу. Возможно, автором первоначального проекта был выдающийся зодчий В.И.Баженов (его имя фигурирует в архивной переписке об отделке интерьеров), а может, и сам Захар Григорьевич. Известно, что он увлекался архитектурой и иногда составлял собственные проекты.

Храм строился долго, с начала 1780-х годов до 1798. Сам фельдмаршал не успел его завершить. В 1784 году он неожиданно умер, и Ярополец перешел к вдове, Анне Родионовне, урожденной баронессе фон Ведель. Она отличалась непростым характером, была заносчива и своенравна. После смерти мужа графиня, оставшись одна, покинула двор, стала очень религиозна, посвящая время паломничеству по храмам и монастырям. При ней Ярополец начал приходить в запустение. Медленно достраивалась церковь, в помещении усыпальницы было установлено монументальное надгробие З.Г.Чернышева, заказанное в Риме популярному тогда скульптору А.Триппелю. Но сам прах екатерининского фельдмаршала был перенесен в задуманный им мавзолей только в 1897 году, совсем незадолго до революции.

До 1917 года усадьбой продолжали владеть Чернышевы, потомки младшего брата Захара Ивановича Ивана, тоже видного деятеля екатерининского двора. При них здесь многое оставалось нетронутым, вся обстановка словно хранила дух ушедшего XVIII столетия. Грандиозный ансамбль, рожденный волей и амбициями одного человека, навсегда остался памятником блистательного века Екатерины.














Если кто захочет познакомиться с публикациями по Яропольцу подробнее, поищите:

Чекмарев А.В. Майорат Чернышевых как архитектурно-градостроительный замысел //Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып.5 (21). М., 1999. С.300-311.
Чекмарев А.В. Ярополец // Дворянские гнезда России. История, культура, архитектура. Очерки под ред. М.В.Нащокиной. М., 2000. С.190-206.
Чекмарев А.В. Об авторстве дворца в усадьбе Ярополец Чернышевых. // Архитектурное наследство № 44. М., 2001. С.163-173.
Чекмарев А.В. Архитектурный замысел и его реализация. Работы В.И.Баженова и К.И.Бланка в усадьбе Ярополец Чернышевых. // Архитектура в истории русской культуры. Вып.3. Желаемое и действительное. М., 2001. С.139-151.
Чекмарев А.В. «Забытые лица». К истории усадебных портретных галерей. // Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып. 8 (24). М., 2002. С.477-492.
Чекмарев А.В. Ярополец Загряжских // Архитектурное наследство. №46. М., 2005. С.209-230.
Чекмарев А.В. Усадьба Ярополец Гончаровых. М., 2005.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments