АВЧ (av4) wrote,
АВЧ
av4

Category:

САМЫЙ ВОСТРЕБОВАННЫЙ ПРОЕКТ ЖИЛЯРДИ. Часть 2







Начало:


https://av4.livejournal.com/58926.html



Опубликовано в кн.: Русская усадьба. Сборник Общества изучения  русской усадьбы. Вып. 22 (38). СПб. — Издательский дом «Коло», 2017. С.  261 — 298.


Выявленные реплики церквей в Коледине и Новомихайловке


Церковь Воскресения в с. Кожино (Рузский район, Московская область)








Первой точно датированной репликой колединской церкви стала Воскресенская церковь в подмосковной усадьбе князей Урусовых Кожино Рузского уезда. Имение с 1821 г. принадлежало жившему в Москве в отставке генерал-майору герою Отечественной войны князю Александру Петровичу Урусову (1768-1835). В Кожине имелась старая деревянная церковь, но в 1808 г. тогдашний владелец села князь П.А. Хованский начал строить на новом месте каменный храм, возведению которого помешала война. Урусов сразу же приказал разобрать недостроенную церковь и в сентябре 1821 г. подал прошение митрополиту Московскому Филарету о дозволении « селе Кожине, Воскресенском тож, Рузского уезда, вотчине супруги Марии Семеновны Урусовой… новую каменную собственным их коштом, также  во  имя  Воскресения  Словущего».[i] В журнале Московской духовной консистории за 7 октября 1821 г. есть запись: «Учиня мнение о дозволении построить вместо деревянной ветхой церкви новую каменную, на что храмозданную грамоту изготовив, предложить к подписанию». Летом 1822 г. начались строительные работы. Проект, имевшийся на руках у заказчика уже в 1821 г., предусматривал объединение храма с колокольней с помощью «открытой галереи с каменными столбами».







Портрет князя А.В. Урусова. Худ. Д. Доу. 1825 г. ГЭ

По каким-то причинам возведение церкви снова затормозилось, и оконченный храм освятили только спустя 20 лет, в 1842  г., когда усадьба принадлежала статскому советнику М.И. Микулину. Дата освящения, принятая за дату постройки, автоматически отправляла этот памятник в разряд запоздалых интерпретаций московского ампира, учитывая, что в 1842 г. стиль уже вышел из употребления, а Д. Жилярди с 1835 г. находился далеко от России. Однако, найденное прошение Урусова, датированное 1821 г., меняет ситуацию. Проект был в его распоряжении тогда, когда храм в Коледине еще не был отделан и освящен. Видимо, Урусов, живший в Москве, заказал чертежи непосредственно Жилярди.







Церковь Воскресения в Кожине. Фото 1950-х гг.

Церковь в Кожине практически целиком повторяет колединскую, отличаясь немного размерами (она меньше) и шириной и высотой барабана. Видно также, что при строительстве в меньшем количестве использовали белый камень, сделав колонны кирпичными. Вероятно также, что в процессе долгого строительства отказались от идеи открытой колоннады между храмом и колокольней, заменив ее на закрытый переход. Со всеми этими отступлениями памятник являет собой еще одну выявленную реализацию важного для московского ампира проекта Жилярди. Ранее храм в Кожине, почему-то не включенный ни в основной каталог памятников Подмосковья, изданный в 1975 г., ни в популярные подмосковные путеводители, оставался вне поля зрения исследователей. Он никогда не упоминался в литературе о московском ампире, в т.ч. и в связи с авторством Жилярди, и даже не соотносился со своим «оригиналом» в Коледине.


[i] Источники приведены в статье по истории храма, размещенной на приходском сайте: http://kozhino.ruzamsk.ru/hram/hist




Спасо-Преображенская церковь в с. Канищево (г. Рязань)








Следующий по времени пример использования того же архитектурного проекта – Спасо-Преображенская церковь в селе Канищеве под Рязанью. Этот памятник, благодаря публикации в популярной серии путеводителей Г.К. Вагнера и С.В. Чугунова, давно известен и был упомянут З.К. Покровской в монографии о Жилярди, как раз в контексте анализа чертежа, впоследствии соотнесенного в Новомихайловкой.[i] Чугунов и Вагнер ранее выдвинули необоснованную версию о возможном авторстве петербургского архитектора В.П. Стасова, только лишь на том основании, что он работал по заказам некоторых крупных помещиков Рязанской губернии.[ii]


Заказчиком церкви в Канищеве, освященной в 1824  г., был московский дворянин прапорщик Константин Сергеевич Огарев. Якобы храм строили как памятник победе над Наполеоном. Неизвестна дата начала строительства. В августе 1814 г. в селе сгорела предыдущая деревянная церковь, тогда же у прихожан и помещика и могла возникнуть идея возведения каменного храма. Так что, возможно, проект у заказчика появился задолго до 1824  г. Памятник дошел до нас не в первоначальном виде. При реконструкции появилась длинная трапезная, соединившая куб с прежде отдельной колокольней. Поскольку фасады трапезной были отделаны в духе ампира, то она создает иллюзию нетронутости здания переделками. В реальности же, при постройке трапезной снесли западное полукружие, симметричное алтарной апсиде. Следы этих вмешательств видны в интерьере, как и две колонны на восточной стороне основания колокольни, бывшие когда-то снаружи. При детальном сравнении облика канищевской церкви с колединской обнаруживаются незначительные отличия. Так, в алтарном выступе сделано больше количество окон, их пять вместо трех, центральное трактовано как ложное (или было заложено впоследствии). Над карнизом четверика по периметру сделаны ступенчатые аттики, возможно, существовавшие изначально в Коледине и Кожине. В остальном же, все совпадает. Так что это третий сохранившийся храм, сооруженный по тому же проекту Жилярди, что и татищевская Троицкая церковь в Коледине.







Спасо-Преображенская церковь в Канищеве. Фото 1970-х гг.





Спасо-Преображенская церковь в Канищеве. Фото А.В. Слёзкина. 2016 г.

[i] Белецкая Е.А., Покровская З.К. Указ. Соч. С. 146.


[ii] Вагнер Г.К., Чугунов С.В. рязанские достопамятности. М., 1974. С. 122-123.




Церковь Рождества Богородицы в с. Протасово (Ржаксинский район, Тамбовская область)








Все церкви «колединского» проекта имеют сходные черты, отличающие их от храма, изображенного на чертеже, по которому была построена церковь в Новомихайловке. У них на боковых фасадах по четыре полноценных колонны (а не полуколонны), объемный ордер есть и в обоих ярусах колокольни. Выше уже отмечалось, что новомихайловский проект стал упрощенной версией этой же архитектурной темы, неоднократно и успешно предлагаемой Жилярди заказчикам. Сама она также могла получить распространение. Сейчас можно уверенно говорить еще об одном, помимо Новомихайловки, случае реализации данного проекта. Это окончательно разобранная в 1959 г. церковь Рождества Богородицы в селе Протасово Кирсановского уезда Тамбовской губернии.[i] Она была построена в 1828 г. по заказу владелицы имения княгини Анны Александровны Меншиковой (1790-1849), урожденной Протасовой. Эти тамбовские земли принадлежали Протасовым уже в середине XVIII в. и после замужества Анны Простасовой перешли в собственность Меншиковых. Мужем А.А. Протасовой был светлейший князь Александр Сергеевич Меншиков (1787-1869), один из влиятельных военных и государственных деятелей России, адмирал, морской министр, генерал-губернатор Финляндии.







Портрет князя А.С. Меншикова. Худ. Д. Доу. ГЭ

Церковь, сооруженная княгиней в отцовской усадьбе, сейчас визуально реконструируется по фотосъемке 1946 г., сделанной после принятия решения о сносе к тому времени сильно поврежденной постройки.[ii] Имеется также графическая прорисовка фасада, выполненная по воспоминаниям очевидцев, заставших храм до разрушений. Колокольня, уже не существовавшая в 1940-х, очевидно нарисована весьма приблизительно. Сохранявшийся на 1946 г. основной объем практически тождественен основному кубу церкви в Новомихайловке и совпадает с известным проектным чертежом Жилярди. Четверик во всех этих случаях имеет принципиальное отличие от храмов «колединского» проекта – у него угловые «вырезы», которые придают всей структуре крестообразный план. Идентична рустовка западной и восточной сторон с оставлением гладкими боковых фасадов, трактованных как самостоятельные ризалиты, уподобленные триумфальным аркам. По фотографиям трудно судить о высоте барабана и купола, ко времени съемки уже практически не существовавших. Апсида решена абсолютно так же. Серьезное отличие можно видеть только на боковых фасадах – вместо полуколонн вставленной в нишу дорической колоннады в Протасове, видимо, были сделаны более простые пилястры. И, судя по описаниям и остаткам кладки, примыкающей с западной стороны к четверику, храм с колокольней соединялся помещением трапезной с тремя окнами по каждому фасаду. Была ли она изначальной или возникла при поздней перестройке, данных нет. Вероятно, в случае с этим храмом мы имеем дело с не совсем точным следованием проекту Жилярди, а с некоторой его модификацией. Однако, облик основной части, как и набор немногочисленных, но легко опознаваемых деталей, заставляет уверенно говорить об использовании в заказе княгини Меншиковой чертежей Жилярди.







Церковь Рождества Богородицы в Протасове. Фото 1946 г.

[i] Андреева Е.А. Из истории села Протасово. Текст опубликован на сайте прихода: http://andreeva.68edu.ru/?page_id=32


[ii] Там же


Продолжение:


https://av4.livejournal.com/59428.html




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments